МОРДЮКОВА Нонна Викторовна - МОРДЮКО́ВА Нонна (Ноябрина) Викторовна (25 ноября 1925, станица Отрадная, Краснодарский край (см. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ) - 6 июля 2008, Москва) - российская киноактриса, народная артистка СССР (1974), лауреат Сталинская премии (1949), Государственной премии РСФСР (1973), Государственной премии Российской Федерации (2001).
По официальным данным Нонна Мордюкова родилась в станице Константиновской Донецкой области (см. ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ), но такого населенного пункта в Донецкой области нет. Сама актриса утверждала, что она родилась в станице Отрадной на Кубани. Детство и юность она провела в городе Ейске. После окончания актерского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (1950, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой) Нонна Мордюкова была принята в штат Театра-студии киноактера (1950-1991). Еще в студенческие годы она снялась в роли Ульяны Громовой («Молодая гвардия», 1948), которая принесла молодой актрисе известность и Сталинскую премию (1949). Тогда же Нонна Мордюкова вышла замуж за Вячеслава Тихонова, с которым прожила в браке 13 лет. Их сын, Владимир Тихонов также стал киноактером. В 1950-х годах Нона Мордюкова снималась в амплуа «простой русской женщины», в основном в ролях второго плана - «Екатерина Воронина» (1957), «Отчий дом», «Все начинается с дороги» (1959), и в эпизодах - «Добровольцах» (1958). Главные роли молодых деревенских женщин в фильмах М.А. Швейцера «Чужая родня» (1956, роль Стеши) и Ю.П. Егорова «Простая история» (1960, роль Саши Потаповой) отмечены глубиной и неординарностью. Мотив послевоенного женского одиночества в «Простой истории» Нона Мордюкова преображает в тему земли, изнывающей без подлинного хозяина. С большой силой звучит этот мотив в «Председателе» (1964, роль Дони Трубниковой) А.А. Салтыкова - с фатальной невозможностью любви к единственно достойному ее по масштабу главному герою. Актрисе были близки драматические образы цельных, нравственно сильных и душевно щедрых женщин. Она создавала глубоко национальные русские характеры.
Одной из вершин творчества актрисы стала главная роль в фильме А. Аскольдова «Комиссар» (1967), где метафорическая суть ее игры составляет саму поэтику картины. Несовпадение сущности героини и взятой ею на себя социальной роли стало источником трагедии. В этот же период Нона Мордюкова создала ряд блистательных комедийных работ, представляющих пародийный отыгрыш собственных ролей («Женитьбы Бальзаминова», 1964, роль Белотеловой; «Тридцать три», 1965; «Бриллиантовая рука», 1968). В конце 1960-х - середине 1970-х годов Нонна Мордюкова снималась по преимуществу в мелодрамах: «Журавушка» (1968, роль Глафиры Огреховой), «Молодые» (1970, роль Дарьи Васильевой), «Русское поле» (1972, роль Федосьи Угрюмовой), «Возврата нет» (1974, роль Антонины Кашириной), «Семья Ивановых» (1976). Эти фильмы неизменно имели зрительский успех. Но одна из самых значительных работ актрисы - роль матери дезертира в фильме Г.Н. Чухрая (см. ЧУХРАЙ Григорий Наумович) «Трясина» (1977) - осталась почти незамеченной. Этот фильм представляет трагическую антитезу «Радуги» М.С. Донского: историю матери, не выдержавшей искушения и не отдавшей в качестве спасительной жертвы свое дитя. Как и в «Комиссаре», трагедийность рождается из столкновения несовпадающих ипостасей героинь Мордюковой: здесь мифологическая сущность ощущается как ноша, ложащаяся на плечи женщины непосильным, убивающим ее в конце концов бременем. За этой ролью последовал блистательный трагикомический отыгрыш в фильме Н.С. Михалкова «Родня» (1982). После этой роли появления Ноны Мордюковой на экране становятся эпизодическими и случайными. Наиболее значительной работой в поздние годы стала главная роль в фильме Д.Е. Евстигнеева «Мама» (1999). За все время своей творческой карьеры Нонна Мордюкова снялась более чем в 50 фильмах.